Сюжет пропитан философией от начала до конца.. Построена целая система некой разумности природы, общения между живыми существами, животными, между «видимым» и «не видимым нам». И все это на уровне где-то интуиции, где-то инстинктов, но очень органично и естественно, без искусственного притягивания за уши, без пичкания сюжета непонятными сверхъестественными загогулинами.
Большое спасибо Джэймсу Кэмерону за то, что с лихвой оправдал мои ожидания и за то, что теперь в моей коллекции стало на один фильм больше. Я уверена, этот фильм станет классикой. И я не боюсь что сиквел будет хуже первого фильма, потому что Кэмерон не умеет плохо или средне снимать фильмы. Он гений в своем деле!
Зрелищно, но мне напомнил Аватар два мультика моего детства. Первый "Долина папоротников" и второй "Покахонтас".Непонятно почему все в восторге от этого фильма.И был бы режиссер не Кэмерон, а Вася Пупкин так бы все радостно визжали. Надоела Мишель Родригес вечная солдафонка аля Васкес из фильма "Чужие". И главный вопрос почему фильм такой дорогой!

Сюжет

Параллели с другими художественными произведениями

Сюжетный мотив проникновения людей в неизведанные края как на Земле («Затерянный мир», «Плутония», «Кинг-Конг»), так и за её пределами («Чужой») — один из самых распространённых в научной фантастике.

  • Похожая планета с тем же самым названием Пандора и со схожей экосистемой фигурирует в цикле братьев Стругацких «Мир Полудня». Именно на Пандоре один из героев Стругацких Михаил Сидоров (Атос) попадает к местным аборигенам. Некоторое сходство наблюдается и с планетой Леонида, фигурирующей в тех же произведениях. Сам Борис Стругацкий поначалу никак не прокомментировал эти совпадения, однако после сообщений некоторых сетевых СМИ о якобы имеющихся у него претензиях к создателям фильма сделал официальное опровержение этих слухов.
  • Также имеются сходства с некоторыми произведениями фантастической литературы 80-х (например, трилогии Фрэнка Херберта «Ящик Пандоры», «Эффект Лазаря», «Фактор вознесения»).
  • Эпизод воздушного вторжения отсылает к подобной сцене из фильма Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня».
  • Множество ключевых идей в фильме перекликаются с повестью Александра Мирера «У меня девять жизней» (1969): биологическая цивилизация в тропическом мире, информационная связь по типу биоинтернета, банки памяти предков «великая память», передвижение в воздухе на летающих животных.
  • По мнению специализирующегося на научной фантастике американского критика Гери Вестфала (англ. Gary Westfahl), наиболее похожим на «Аватар» научно-фантастическим литературным произведением является «Слово для леса и мира одно» Урсулы Ле Гуин.

Назад

Кадры из фильма