Так умеет только Джеймс Камерон. В каждую эпоху рождается человек, который чувствует своё дело душой, а не карманом. Несмотря на очевидную «голливудистость» фильма, на широкий радиус разлетания осколков взрыва и высочайший пафос отрицательных персонажей, фильм напоминал сказку — чудесную, волшебную, похожую на сон сказку, которую зрителю разрешили увидеть и почувствовать.
На протяжении фильма несколько раз ловила себя на мысли, что видела это во сне. Растения, похожие на фонарики, лес, напоминающий новогоднюю Площадь, аромат тропической ночи в мире, которого не может быть. И я уверена — не только мне так показалось.
Неубедителен и не оригинален. Параллели с другими фильмами провести не сложно. Ничего «нового» я там не увидела. Все завязано на деньгах, несколько человек пытаются спасать несчастных На-Ви, а все остальные бесчувственные и ничего не понимающие люди и, конечно, любовь, предательство, вполне стандартная фраза «сначала это был приказ, а потом…», в общем, все как обычно.

Сюжет

Параллели с другими художественными произведениями

Сюжетный мотив проникновения людей в неизведанные края как на Земле («Затерянный мир», «Плутония», «Кинг-Конг»), так и за её пределами («Чужой») — один из самых распространённых в научной фантастике.

  • Похожая планета с тем же самым названием Пандора и со схожей экосистемой фигурирует в цикле братьев Стругацких «Мир Полудня». Именно на Пандоре один из героев Стругацких Михаил Сидоров (Атос) попадает к местным аборигенам. Некоторое сходство наблюдается и с планетой Леонида, фигурирующей в тех же произведениях. Сам Борис Стругацкий поначалу никак не прокомментировал эти совпадения, однако после сообщений некоторых сетевых СМИ о якобы имеющихся у него претензиях к создателям фильма сделал официальное опровержение этих слухов.
  • Также имеются сходства с некоторыми произведениями фантастической литературы 80-х (например, трилогии Фрэнка Херберта «Ящик Пандоры», «Эффект Лазаря», «Фактор вознесения»).
  • Эпизод воздушного вторжения отсылает к подобной сцене из фильма Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня».
  • Множество ключевых идей в фильме перекликаются с повестью Александра Мирера «У меня девять жизней» (1969): биологическая цивилизация в тропическом мире, информационная связь по типу биоинтернета, банки памяти предков «великая память», передвижение в воздухе на летающих животных.
  • По мнению специализирующегося на научной фантастике американского критика Гери Вестфала (англ. Gary Westfahl), наиболее похожим на «Аватар» научно-фантастическим литературным произведением является «Слово для леса и мира одно» Урсулы Ле Гуин.

Назад

Кадры из фильма