После просмотра фильма возникла одна мысль - мне хочется там побывать (я о Пандоре). Камерону, видимо тоже - настолько реальным он создал этот (тот) мир.
Каждый кадр снова и снова доказывает, что создатели этого Шедевра отдали все силы на его сотворение, все ресурсы тела и духа, вложили в него всю душу, все возможности до последней капли пота. И посмотрев его, невозможно не просто остаться равнодушным, невозможно избежать переворота всего сознания, воздержаться от переживания бури положительных эмоций, которые будут бурлить, уверена, еще много недель после просмотра..
Сюжет пропитан философией от начала до конца.. Построена целая система некой разумности природы, общения между живыми существами, животными, между «видимым» и «не видимым нам». И все это на уровне где-то интуиции, где-то инстинктов, но очень органично и естественно, без искусственного притягивания за уши, без пичкания сюжета непонятными сверхъестественными загогулинами.

Рецензии

Станислав Никулин

kinomania.ru

2154 год. Планета Пандора. Могущественная корпорация пытается договориться с аборигенами, гуманоидной расой На'Ви, живущей на месторождении ценнейшего и очень дорогого минерала. На Пандоре расположены войска из лучших наёмников Земли. В любой момент бывалый вояка, полковник Куоритч (Стивен Лэнг), может отдать приказ о наступлении. И очень хочет это сделать, но есть и другие пути. Ученые разрабатывают проект «Аватар», благодаря которому человеческий разум может контролировать тела 3-метровых навийцев. А это значит, что компромисс возможен. На Пандору пребывает бывший морпех Джейк Салли (Сэм Уортингтон), брат-близнец погибшего биолога, имевшего свой аватар в мире На'Ви. Он включен в группу исследователей, изучающих мир планеты. Воинственно-настроенные На'Ви принимают Джейка, и даже готовы обучить его своим обычаям, раскрыть некоторые секреты Пандоры. Погружаясь в новый мир удивительных традиций, мифологии и религии, Салли с каждым днём приближается к самому сложному выбору своей жизни: выполнить данное Куоритчу обещание или же встать на защиту планеты, ставшей для него вторым домом…

Ожидание новой картины Джеймса Кэмерона в какой-то момент превратилось в подобие приятной спортивной дисциплины: хотелось именно ждать, строить догадки, до бесконечности спорить о показанных деталях и мелочах, жонглируя немногочисленными, но важными «а что если?», «сможет ли?», «а вдруг?!», «всё или ничего!». Подобные рвения киноманов имели под собой основания: в большой кинематограф возвращался человек, с чьим именем связаны каноны жанра, и даже – правила игры, которые он, не отдавая себе в этом отчёт, когда-то и придумал. Совокупность хорошо известных факторов и фактов (внушительный перерыв, грандиозный успех «Титаника», лукошко всевозможных премий, обещанная революция, солидный бюджет и т.д.) доводила интригу до мыслимого (и немыслимого) предела, становясь не соратником, а скорее врагом режиссёра. Когда от тебя ждут качественной постановки – это одно, когда Откровения – совсем другое. Кэмерон, отдадим ему должное, никогда не обещал второго, но самим фактом съёмок практически гарантировал первое. Именно так, в сущности, и получилось.

Задолго до премьеры было ясно, что режиссёр взялся за революционный визуальный эксперимент. После премьеры очевидно – эксперимент удался. Но спецэффекты всегда были и будут (в это очень хочется верить) всего лишь составной частью единого целого, имя которому – история, сюжет, повествование. С помощью графики сегодняшнего зрителя можно убедить в чём угодно: наступлении Апокалипсиса, атаке инопланетян, столкновении с гигантским метеоритом. Невозможно лишь одно: заставить сопереживать героям, верить их поступкам и словам. Джеймс Кэмерон всегда умел находить, а иногда буквально выуживать в казалось бы шаблонных сюжетах необходимые смыслы. Его фильмы всегда были чуть-чуть о другом, чуть-чуть умнее и глубже, чем это могло показаться на первый взгляд. Однако в случае с «Аватаром» ставка была сделана именно на показ, а не рассказ истории, представляющей из себя очередную версию вечного сюжета «свой среди чужих, чужой среди своих». Кэмерон отказался от поиска новых ходов и новых красок, а лишь усердно перенёс «Покахонтас» и «Танцы с волками» на почву Пандоры.

Серьёзный перерыв в карьере – всегда большая опасность, ловушка, угодить в которую можно в любой момент. Достаточно просто не снимать. За 12 прошедших после триумфа «Титаника» лет многое изменилось. Не стоит сомневаться, Кэмерон это прекрасно понимал. И тем не менее, снял ещё одну сказку для взрослых с набором завалящих банальностей о мире во всём мире и дружбе рас и народов. При всей фантастической красоте этой сказки сегодня – это скорее прыжок на месте, или громогласное сообщение о том, что Земля, оказывается, вертится. Для самого ожидаемого проекта последних лет этого, думается, слишком мало.

Кадры из фильма