«Аватар» привнес в нашу жизнь что-то новое, неповторимое, необъяснимое. Теперь каждые последующие фильмы в таком жанре мы будем сравнивать с ним. Не думаю, что в ближайшем времени кто-то превзойдет Кэмерона с его новым детищем.
Каждый кадр снова и снова доказывает, что создатели этого Шедевра отдали все силы на его сотворение, все ресурсы тела и духа, вложили в него всю душу, все возможности до последней капли пота. И посмотрев его, невозможно не просто остаться равнодушным, невозможно избежать переворота всего сознания, воздержаться от переживания бури положительных эмоций, которые будут бурлить, уверена, еще много недель после просмотра..
Мне кажется, это лучший фильм мирового кинематографа за всю его историю. Если вам хочется встряхнуться от бытовой жизни, вдохнуть чистейший воздух волшебной потусторонней Пандоры, зарядиться энергией и пережить реальные, не сравнимые ни с чем эмоции — обязательно пойдите на фильм.

Рецензии

Михаил Судаков

kino-govno.com

Немногие знают — это очень тщательно скрывается от народа советом директоров 20th Century Fox и правительством Соединённых Штатов Америки, — что Джеймс Камерон для съёмок своего "Аватара" действительно посетил другую планету. Красивым именем типа "Пандоры" её, конечно, никто наградить ещё не успел, да и туземцы далеко не такие разумные, как это могло показаться на первый взгляд (сыграть в новом блокбастере инопланетного режиссёра их уговорили в обмен на технологию производства попкорна; ну и каким дураком нужно быть, чтобы на такое согласиться?), однако в остальном всё получилось более-менее аутентично.

Что, вы ждали от Камерона визуальной революции в кинематографе? Простите, пожалуйста, но вас жестоко обманули. Улететь на несколько световых лет от Земли — это никакая не революция, а так, всего лишь слегка затянувшийся выезд на натурные съёмки. Новая Зеландия тоже не близко, но это же ещё не повод награждать "Властелина колец" лаврами Великой Октябрьской, верно?

За сим — давайте-ка оставим все эти разговоры про чудеса компьютерной графики, невиданный уровень спецэффектов и прочий опиум для народа. Мы, в конце концов, люди взрослые, умудрённые опытом, не желающие прохаживаться по мякине и доверяющие своим глазам. И если оные говорят — да нет, вопят во все два голоса, перебивая друг друга, — что перед нами самые настоящие джунгли, вполне себе обычные левитирующие горы, заурядные парящие по небу цветные птеродактили, не вызывающие никакого удивления километровой высоты деревья и живые трёхметровые синекожие инопланетяне — крикунам, наверное, стоит поверить на слово. Отрицание объективной реальности — не самое лучшее упражнение для человеческого мозга.

Лучше задаться вот каким вопросом: как человек, лет семь не вылезавший из документалистики, не только удержался от соблазна снять ещё одно кино про каких-нибудь дьяволов бездны, но и показал поистине высший пилотаж в художественном жанре, хотя просто обязан был пусть маленько, но растерять сноровку?

Нет, "Аватар", конечно же, немало взял от столько близкого Камерону документального жанра — закадровое повествование, скурпулёзность подхода к съёмкам, откровенное любование окружающими красотами. Даже мир Пандоры — и тот местами смахивает на подводный мир Земли, в который режиссёр "Титаника" безоговорочно влюбился ещё во время работы над своим прошлым сокрушителем рекордов. Но всё-таки — налицо умелое, затягивающее повествование, отличная актёрская игра, роскошный экшен, драма, любовь — в общем, все признаки отличного развлекательного, а вовсе не научно-популярного кино. Значит, ничего не растерял, а как будто даже что-то приобрел — не иначе как дзен-буддистское спокойствие и уверенность в том, что у него всё-всё-всё получится, что промаха быть не может, потому что у королей мира их не бывает по определению.

Ведь даже выбор сюжетной основы — сто тысяч раз пересказанной, пережёванной и переосмысленной истории про Покахонтас (а точнее — про Джона Смита) — это, фактически, вызов и себе, и всему кинематографу. Потому что в очередной раз поведать зрителю про столкновение двух совершенно разных культур и всё-преодолевающую-любовь, умудрившись при этом не только не утомить, но и увлечь по самое не балуйся — трюк, скажем так, не из простых. Что дальше? Пересъёмка всех нетленок Уеболла — да такая грандиозная, чтобы даже воинственный немец признал наконец абсолютную никчемность своих трудов? Ей боже, такое ощущение, что этому Камерону всё по плечу.

Но вот что самое любопытное: никакого особого секрета всемогущества у Джеймса нет, как нет его у других режиссёров, которым удаётся практически любое начинание. Да, в этом деле никак нельзя без таланта и усердия — но этого добра хватает многим. А вот отсутствие ясного понимания, что задуманное вряд ли удастся, если тебе чужды такие понятия, как «любовь» и «уважение» — оно и порождает катаклизмы, благодаря которым вместо "Миссии Серенити" на свет вдруг вылупляются "Затерянные в космосе", а вместо "Тёмного рыцаря" миру является "Бэтмен и Робин". Дело не в том, что время не пришло — просто кое-кому кое-чего не хватило.

Камерону же — и в этом наше с вами зрительское счастье — явно хватает и любви, и уважения. В больших дозах — для всех и каждого.

Он любит На'ви — за их грацию и красоту, за их умение жить в гармонии с природой, за их способностью принять в свои ряды не просто чужака, а практически потенциального врага, за их нежелание отступать перед лицом более сильного противника, за их веру в свои истины и просто за то, что они есть.

Он любит людей — за то, что они смогли преодолеть чудовищную космическую бездну, за их высокоразвитость и высокотехнологичность, за стремление всегда добиваться своей цели, пусть даже она, цель, не всегда благородная, за их непохожесть друг на друга, за умение пренебрегать опасностями и за способность полюбить новый дом, даже если он не слишком к ним доброжелателен.

Он любит хороших персонажей — потому что они чисты помыслами и устремлениями.

Он уважает отрицательных персонажей — потому что достойного врага надо уважать.

Он ясно даёт понять, что своя правда есть у обоих лагерей — ведь на десяток людей, изо всех сил болеющих за Джейка Салли, приходятся как минимум двое, ряьно желающих победы полковнику Куоритчу. Причём и те, и другие — если, конечно, ещё не утратили способность адекватно оценивать чужие поступки, — даже раз и навсегда выбрав свою сторону, непременно отдадут должное другой. Всё за то же — за желание идти до самого конца, пока смерть не разлучит, не остановит, не прервёт.

Он любит кинематограф — и потому не только сам привносит в него что-то новое, но и не считает зазорным кое-где взять равнение на тех своих коллег, которые уже успели поноваторствовать до него.

Он уважает своего зрителя — поэтому цитирование Зака Снайдера выглядит не как неуклюжая попытка спасти плачевное положение вещей в экшен-департаменте, а именно как цитирование — уместное, грамотное, просто-напросто роскошное и зрелищное.

Он просто обожает новые технологии, но отлично помнит всегда актуальную истину про дурака и разбитый лоб. И именно поэтому трёхмерная картинка "Аватара" верно служит благому делу полного погружения в иной мир, а не подрабатывает на полставки аттракционом "Угадай, что сейчас выпрыгнет с экрана?"

И своё кино он тоже любит — да так сильно, что яркий свет этого чувства пробивается даже через слегка затемнённую поверхность поляризационных стереоочков, пролетает сквозь глаза, устраивает в мозгу праздничный фейерверк и оседает где-то в сердце — как правило, вызывая у зрителей очень схожие с режиссёром эмоции.

В конце концов, ради этого ведь всё и затевалось, верно?

Кадры из фильма